Программа «ИнженерикУм» является продуктивным методом формирования разносторонне развитой личности. Она позволяет включать детей с ограниченными возможностями здоровья в социально значимую деятельность, способствует их самореализации, призвана помочь в организации увлекательных совместных занятий с детьми, считает Светлана Воробьева, заместитель директора по методической работе в МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия» (г. Пыть-Ях, ХМАО – Югра). Почему? Рассказывает сама Светлана Владимировна:
— В нашем учреждении ведется образовательная деятельность по адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе технической направленности для детей дошкольного возраста «ИнженерикУм». Внедрение современных технологий в работе с детьми с ОВЗ — залог эффективной социализации этой категории воспитанников и гарантия их полноценного развития.
Предложенная программа адаптирована к условиям нашего детского сада. Занятия с детьми с ТНР, ЗПР и синдромом Дауна старших и подготовительных групп ведутся 1 раз в неделю индивидуально и в подгруппах. Методические особенности реализации «ИнженерикУма» сочетают возможности развития индивидуальных способностей детей с ОВЗ и формирование умений взаимодействовать с другими участниками группы. Для детей с ОВЗ обучение — важнейшая часть социализации и реабилитации. Работа с образовательным конструктором — это решение задач в игровой форме и с понятными для ребенка заданиями.
В ходе реализации программы созданы условия для всестороннего и гармоничного развития дошкольников с ОВЗ. Эти условия необходимы для интеграции интеллектуального, физического и эмоционального развития в целостном процессе становления личности ребенка. Конструктивная деятельность, а именно конструирование, является надежным инструментом, обеспечивающим такую интеграцию.
Осваивая эту программу, ступенька за ступенькой, у детей формируется модель логических действий, развиваются навыки моделирования, необходимые для будущего успешного обучения в школе.
Применяется предметно-практическое обучение, где дети, осваивая образовательный конструктор, приобретают новые знания и навыки, получают определённый «продукт» своей деятельности — модель, которую могут представить сверстникам. Подобная презентация модели, сделанная своими руками, — важный момент в жизни ребенка. Каждый рассказ о своей модели способствует развитию речи, пополнению словарного запаса, формированию коммуникативных навыков.
Занятия по программе проводятся в доступной игровой форме, учитывая принцип «от простого к сложному». Образовательный конструктор UARO включает в работу в равной степени и голову, и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка.
Дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такой метод обучения позволяет им продвигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и решать новые, более сложные задачи. Любой признанный и оцененный сверстниками и взрослыми успех приводит к тому, что ребенок становится увереннее в себе.
Систематическое использование конструктора стимулирует развитие познавательных способностей детей:
· Формируются первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, части и целого, пространстве и времени, и др.);
- Происходит обогащение активного словаря, развитие связной речи;
- Идет развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Работа с образовательным конструктором позволяет охватывать определенные направления развития и образования детей, а именно:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- Становление самостоятельности в собственных действиях;
- Формирование готовности к совместной деятельности;
- Формирование позитивных установок к различным видам деятельности;
- Формирование основ безопасного поведения при работе с конструктором;
- Предполагает развитие интересов детей, любознательности;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развитие воображения и творческой активности.
Накопленный опыт работы с UARO демонстрирует, что его применение расширяет возможности педагогов и воспитанников, повышает интерес детей к конструированию и технике, облегчает освоение дошкольниками сложных тем в различных образовательных областях.
Таким образом, дети в ходе занятий научились не только конструировать, но и анализировать результаты своего труда, находить причины успешности и временных трудностей, подводить итоги проделанной работы. Конструирование — процесс творческий, осуществляемый в совместной деятельности педагога и детей с ОВЗ, детей друг с другом.
Данные занятия помогают активизировать скрытые возможности воспитанников с ОВЗ, повысить их умственную активность, коммуникабельность, что будет способствовать социализации детей с ОВЗ, успешному обучению их в школе. Использование образовательного конструктора следует рассматривать как один из эффективных способов решения образовательных задач ФГОС дошкольного образования по работе с детьми с ОВЗ.